МВД предупреждает

С 1 марта 2021 года вступил в силу Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-3, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-3.  С материалами можно ознакомиться здесь.

 

 

 

О мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков

Сегодня проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков остается актуальной для всего мирового сообщества. Данный вид преступной деятельности представляет собой угрозу национальной безопасности, подрывает экономические и социальные устои общества.

В Республике Беларусь качество выполнения задач по недопущению роста уровня наркопреступности находится под постоянным контролем органов власти. На сегодняшний день можно вести речь о том, что выработанная на государственном уровне стратегия приносит свои положительные плоды. Об эффективности проводимой работы свидетельствует определенное оздоровление наркоситуации в стране. На протяжении 2015-2020 годов отмечается поступательное снижение числа регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Справочно: количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в Республике Беларусь: 2015 – 7268, 2016 – 6374, 2017 – 5387, 2018 – 4906, 2019 – 4505, 11 мес. 2020 – 3269.

Вместе с тем, несмотря на отдельные положительные тенденции, данная проблема в республике и в Гродненской области в частности, не теряет своей актуальности и является одним из самых острых вызовов, стоящих перед современным обществом.

За 11 месяцев текущего года непосредственно в Гродненском регионе выявлено 288 преступлений линии наркоконтроля, из которых более 47% составили факты сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Из незаконного оборота изъято около 18 кг различных видов наркотиков.

По данным УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» по состоянию на 01.10.2020 на учете в наркологической службе области состояло более 1000 наркопотребителей, в том числе четверо несовершеннолетних. Причем, следует учитывать то обстоятельство, что незаконный оборот наркотических средств является одним из наиболее латентных видов преступной деятельности, в связи с чем, можно обоснованно предполагать, что реальный уровень наркотизации общества превышает данные официальной статистики.

В настоящее время фактором, оказывающим наиболее существенное влияние на формирование криминогенной ситуации в сфере наркоконтроля, является активное использование наркодилерами информационно-коммуникационных технологий. Превалирующим способом распространения наркотиков в республике является их сбыт посредством интернет-магазинов. Фактически, можно говорить о том, что всемирная паутина используется как своего рода  инструмент для функционирования виртуальной площадки по распространению наркотических средств. Данный вид преступной деятельности дает возможность совершать сделки с наркотиками бесконтактным способом и характеризуется высоким уровнем законспирированности криминогенных процессов.

В этой связи, одной из приоритетных задач, стоящих перед органами внутренних дел, является изобличение и привлечение к ответственности лиц, занимающихся системным сбытом наркотиков в интересах интернет-магазинов. В текущем году в области задержаны 25 человек, работавших на магазины в качестве «закладчиков». К примеру, в январе был задержан тридцатидвухлетний житель областного центра, размещавший закладки наркотического средства «гашиш» на территории г. Гродно и Гродненского района. У задержанного изъято порядка 100 гр. гашиша. Как показывает практика, сбытом наркотиков посредством виртуальных магазинов занимаются не только местные жители. Так, в октябре в г. Гродно были задержаны двое граждан Российской Федерации, которые прибыли в нашу страну именно в целях распространения наркотических средств. До момента задержания они размещали закладки с гашишем и марихуаной на территории г.г. Минска, Бобруйска, Гродно.

Необходимо отметить, что, несмотря на ограничительные меры, введенные в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сегодня сохраняется тенденция к нарастанию объемов незаконно ввезенных в Республику Беларусь наркотиков из Российской Федерации. В последние годы в России заметно увеличилось количество нелегальных нарколабораторий. Помимо внутреннего производства, наркотики активно поступают в страну извне. Эти факторы предопределяют увеличение насыщенности внутрироссийского наркорынка, а также заставляют наркодилеров искать рынки сбыта за пределами государства. Из России к нам чаще всего поступают такие виды наркотиков, как амфетамин, альфа-PVP, гашиш, мефедрон. В текущем году в целом по республике выявлено более 20 каналов ввоза наркотиков из-за рубежа, подавляющее большинство из которых – российские.

Хотя, мировая пандемия внесла свои коррективы, территория нашей республики по-прежнему используется в качестве транзитной для поставки наркотических средств из стран Евросоюза на территорию ЕАЭС и в обратном направлении. Одним из значимых примеров стало задержание в феврале текущего года вблизи д. Брузги Гродненского района двоих граждан Литовской Республики, которые намеревались перевезти через Государственную границу в специально оборудованном тайнике автомашины порядка 6 кг героина. Тем самым, был пресечен канал поставки наркотиков из Российской Федерации в страны Евросоюза.

Вместе с тем, контрабандный ввоз наркотиков объективно не является единственным источником насыщения наркотического рынка. Неединичны факты самостоятельного изготовления жителями области наркотических средств. Чаще всего речь идет о выращивании наркосодержащих растений, в частности, мака и конопли, с целью дальнейшего изготовления и сбыта из них маковой соломы и марихуаны. В текущем году в области возбуждены уголовные дела по трем таким фактам (ст.329 УК), выявлены два помещения, специально оборудованные для выращивания конопли.

К примеру, такое помещение по месту своего жительства оборудовал житель г.Щучина. Масса изъятого наркосодержащего растения составила 1,6 кг. Установлено, что он не только сам являлся потребителем марихуаны, но и сбывал данное наркотическое средство.

В летний период заинтересованными ведомствами в целом проводится активная работа по уничтожению местной наркотической сырьевой базы. В текущем году на протяжении июня-сентября вобласти уничтожено свыше 36 тонннаркотического сырья. Выявлено 121 правонарушение, предусмотренное ст.16.1 КоАП РБ.

Справочно

Данная статья предусматривает ответственность за посев или выращивание без цели сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Указанные действия влекут за собой предупреждение либо наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

Большинство регистрируемых в республике случаев совершения наркопреступлений приходится на мужскую часть населения. За 11 месяцев 2020 года женщины составили 6,4% от общего числа установленных лиц. Относительно социального положения граждан, причастных к незаконному обороту наркотиков, можно отметить, что неработающие и неучащиеся лица составили около 70%, доля ранее судимых — порядка 26%.

Особенно подвержены риску вовлечения в наркопотребление подростки и молодежь.Среди основных мотивов интереса к наркотикам психологи выделяют: стремление к новым впечатлениям, желание быть «своим» в компании, поиск методов «отключения» от реальности и ухода от неприятностей, стремление к «взрослости» и ряд других. В 2020 году в республике зарегистрировано 69 наркопреступлений, совершенных подростками, непосредственно в Гродненской области их количество составило 9. Причем, несовершеннолетние являются не только потребителями наркотиков. Имеют место случаи, когда они выступают в роли наркодилеров.

В текущем году в республике подростками совершено 24 преступления, связанных со сбытом наркотиков, в нашей области выявлено 7 таких фактов. Нередко эти преступления связаны с деятельностью интернет-магазинов, которые используют несовершеннолетних в качестве«персонала» для размещения закладок.

Как показывает практика, проблема наркопотребления характерна не только для молодежи, живущей в крупных городах. Примером тому могут служить факты сбыта наркотических средств и психотропных веществ, совершенные в текущем году несовершеннолетними в Дятловском и Ошмянском районах. Следует отметить, что, согласно белорусскому законодательству, уголовная ответственность за сбыт наркотических средств наступает с 14 лет.

Сохраняет актуальность вопрос опийной наркомании. На протяжении ряда последних лет в качестве сырья для изготовления опия наркопотребители используют семена мака. В этой связи, государством приняты меры, направленные на усиление контроля за их оборотом.

В частности, ст.12.49 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность за различные нарушения порядка оборота семян. К числу таковых, например, относится хранение физическим лицом более двух кг семян, не расфасованных в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности (ч.1 ст.12.49). В данном случае правонарушителю грозит штраф в размере от 50 до 70 базовых величин. Законом также предусмотрена возможность конфискации транспортного средства, использованного для перемещения семян мака, независимо от того, в чьей собственности оно находится. В случае совершения лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку (ч.2 ст.12.49), предусмотрены санкции в виде штрафа от 70 до 90 базовых величин.

Однако подобные действия могут повлечь за собой не только административное наказание. При наличии в семенах примесей маковой соломы, а также при установлении ряда иных обстоятельств, свидетельствующих о причастности лица к незаконному обороту наркотиков, оно подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст.328 УК РБ. В текущем году в области возбуждено 3 уголовных дела в отношении лиц, занимавшихся сбытом таких засоренных семян наркозависимым гражданам.

Следует отметить, что у наркопотребителй отмечается постепенный рост устойчивости организма к психоактивным веществам (изменение толерантности). Это приводит к необходимости употребления все больших доз для получения желаемого эффекта. Наркоман «со стажем» может переносить дозы, смертельные для здорового человека. Однако у одного и того же наркопотребителя толерантность может колебаться. Это обстоятельство, наряду с иными особенностями организма, отсутствием какой-либо информации о качестве вещества, употреблением наркотиков совместно с алкоголем, нередко приводит к передозировкам.

В текущем году в области отмечено увеличение числа фактов передозировки наркотиками, которых зарегистрировано 13 (+5). Такие случаи имели место на территории г.Гродно, Гродненского и Сморгонского районов. Среди веществ, после употребления которых происходили отравления, наибольшая доля приходится на различного рода психотропные вещества, приобретенные у интернет-магазинов. За 11 месяцев 2020 года в результате передозировки умерли четверо наркопотребителей.

В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что уголовным законодательством Республики Беларусь установлены очень жесткие санкции для тех случаев, когда сбыт наркотического средства влечет за собой смерть лица, его употребившего. При наступлении таких тяжких последствий сбытчику грозит до 25 лет лишения свободы (ч.5 ст.328 УК). В текущем году за совершение такого преступления в области осужден один человек. Наказание составило 14 лет лишения свободы.

В целом, учитывая губительные последствия, наносимые жизни и здоровью граждан, Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает достаточно серьезные наказания за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На сегодняшний день за ряд действий, связанных с распространением наркотических средств, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

К таким случаям уголовный закон относит, к примеру, сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему, либо осуществление сбыта на территории учреждения образования, здравоохранения, воинской части. Аналогичное наказание предусмотрено за сбыт наркотиков в крупном размере, совершение такого преступления группой лиц, а также ряд иных преступных деяний (ч.3 ст.328 УК).

Если распространение наркотиков осуществляется организованной преступной группой либо оно сопряжено с изготовлением наркотических средств в условиях нарколаборатории, для виновных уголовным законодательством определена ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет (ч.4 ст.328 УК).

Следует отметить, что в 2019 году были несколько смягчены санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.328 УК. Сроки наказания в виде лишения свободы снижены на два года: с пяти до трех лет по части 2, и с 8 до 6 лет по части 3. Вместе с тем, верхние пределы наказаний по эти частям статьи 328 оставлены без изменений и составляют 8 и 15 лет, соответственно.

На сегодняшний деньзаконом предусмотрены санкции за совершение таких деяний, как:

хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.327);

незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.328);

незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов(ст.328-1);

потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ст.328-2);

посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.329);

Справочно:

в случае, если наркосодержащие растения выращиваются без цели сбыта или изготовления из них наркотических средств, лицо подлежит привлечению к административной ответственности (см. выше). Однако, если в действиях лица усматривается умысел на сбыт или дальнейшее изготовление наркотиков из указанных растений, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 329 УК;

нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами (ст.330);

склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.331);

предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ (ст.332);

подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380).

Справочно:

в данном случае предметомпреступления являются рецептурные бланки на получение лекарственных препаратов, в том числе содержащих в своем составе наркотические средства или психотропные вещества.

Помимо уголовного наказания, белорусское законодательство предусматривает административную ответственность за ряд действий, связанных с употреблением наркотиков. К такого рода противоправным деяниям относятся:

появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ч.4 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин);

нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ч.5 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин);

потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте (ч.6 ст.17.3 КоАП РБ; влечет наложение штрафа в размере от 10 до 15 базовых величин).

В текущем году органами внутренних дел области составлен 21 административный протокол за совершение вышеперечисленных противоправных деяний. Причем, следует иметь ввиду, что повторное в течение года, после наложения административного взыскания, совершение лицом аналогичных действий, является основанием для привлечения его к уголовной ответственности (ст.328-2 УК: штраф, арест, ограничение свободы на срок до 2 лет).

Органами внутренних дел ведется значительная работа по пресечению распространения некурительных табачных изделий, наиболее известным из которых является «насвай». Несмотря на то, что данные вещества не являются наркотическими, их потребление оказывает крайне отрицательное воздействие на здоровье потребителей. Особую обеспокоенность вызывает их популярность среди подростков и молодежи.

Эти обстоятельства послужили причиной тому, что в Республике Беларусь оборот данного вещества запрещен и влечет за собой привлечение правонарушителя к административной ответственности по ст.16.10 КоАП Республики Беларусь (незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания)

В зависимости от общественной опасности совершаемых действий, санкции могут розниться от предупреждения до административного ареста либо наложения штрафа вплоть до 45 базовых величин. В текущем году в области составлено 57 административных протоколов за совершение правонарушений данной категории. Изъято более 14 кг насвая.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что принимаемые меры на сегодняшний день позволяют не допустить безудержного роста наркомании в республике. Современный антинаркотический курс нашего государства, в первую очередь, направлен на обеспечение всеобъемлющего, комплексного и сбалансированного подхода к организации работы в данном направлении. В республике на всех уровнях выстраивается система, включающая в себя не только методы запретительного характера, но и комплекс мер по профилактике наркомании, а также реабилитации наркозависимых лиц. Однако очевидно, что работа, проводимая заинтересованными государственными органами и общественными организациями, является только одной из составляющих борьбы с этим социальным злом. Успешность противодействия наркопреступности напрямую зависит от личной позиции граждан.

 

 

 


Рекомендации по противодействию и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

В ряде случаев совершению вышеуказанных преступлений сопутствуют деяния, по которым рассмотрение материалов проверки относится к компетенции подразделений НиПТЛ, а именно:

  • распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация порнографических материалов заведомо несовершеннолетнему (часть 2 статьи 343 УК);
  • изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, малолетних (части 2, 3 статьи 343.1 УК).

Кроме того, несовершеннолетний может выступать в качестве потерпевшего (свидетеля) и по преступлениям в сфере трафикинга (также относятся к компетенции НиПТЛ):

  • организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (части 2, 3 статьи 171.1 УК);
  • торговля людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (пункт 9 части 2, часть 3 статьи 181 УК);
  • использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (пункт 1 части 2 статьи 181.1 УК);
  • похищение заведомо несовершеннолетнего в целях эксплуатации (пункты 1, 4 части 2 статьи 182 УК);
  • незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, когда трудоустраивается несовершеннолетний
    (статья 187 УК).

 

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

 

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ИДН необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)      физические признаки:

—        боль при сидении, ходьбе;

—        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

—        гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

—        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

—        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

—        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

—        недержание мочи;

—        наличие инфекций, передающихся половым путем;

—        беременность;

 

2)      изменения в выражении сексуальности:

—        кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

—        необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

—        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

—        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

—        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

—        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

 

3)      изменения в эмоциональном состоянии и общении:

—        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

—        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

—        частая задумчивость, отстраненность;

—        постоянная депрессивность, грустное настроение;

—        нежелание принимать участие в подвижных играх;

—        непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

—        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

—        терроризирование младших детей и сверстников;

—        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

—        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

—        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

—        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

—        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

—        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

—        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

—        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

 

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

—        прогулы занятий в учреждении образования;

—        внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

—        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

—        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

—        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

—        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

 

5) изменения самосознания:

—        снижение самооценки;

—        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

—        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

—        суицидальные разговоры и попытки;

 

6)      невротические и психосоматические симптомы:

—        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

—        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

—        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

—        головная боль, боли в области желудка и сердца;

—        навязчивые страхи;

—        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

 

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

—        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

—        серьезное отношение к услышанному;

—        спокойствие, выдержка;

—        успокаивания, подбадривания, поощрения;

—        сопереживание;

—        искренность, честность;

—        использование лексикона ребенка;

—        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

—        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

! Категорически не рекомендуется:

  • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

 

При получении возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

  • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки)предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
  • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
  • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
  • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
  • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.

 

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
  2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  3. индивидуальная профилактика и контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  4. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  5. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

Рассмотрим эти направления профилактической работы более подробно.

1. С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования проводятся занятия педагогами в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Сотрудникам ИДН, участковым инспекторам милиции и криминальной милиции рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

Указанные правила рекомендуется размещать на создаваемых ИДН страницах в социальных сетях.

! Запрещается создавать излишний ажиотаж среди детей и их родителей, приводить недостоверные примеры о якобы имевших место преступлениях.

 

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Объясните родителям, как важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

 

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступникикак правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

 

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

 

Кроме того, при посещении учреждений образования необходимо обращать внимание на всех лиц, работающих в них, в том числе на обслуживающий персонал. Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, получают удовлетворение от общения, прикасаний к несовершеннолетним и наблюдения за ними.

Следует знать, что преступниками могут оказаться и лицами женского пола.

 

2. С целью разъяснения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, рекомендуется, в том числе в средствах массовой информации, приводить максимальные санкции указанных уголовно наказуемых деяний, относящихся к категориям особо тяжких и тяжких.

ПРИМЕРЫ

 

Особо тяжкие преступления

 

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2
статьи 166 УК)
 –

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 343.1 УК) 

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

 

Тяжкие преступления

 

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 343.1 УК) –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

 

Кроме того, во взаимодействии с подразделениями информации и общественных связей рекомендуется активно освещать в средствах массовой информации положительные примеры противодействия педофилии с целью формирования негативного общественного мнения к этому проявлению.

 

3. Среди лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, отмечается достаточно высокий уровень рецидива.

В соответствии с частью 4 статьи 27 «Право на защиту чести и достоинства» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и п.п. 1.1. п. 1 статьи 17 «Меры по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений в сфере образования»  Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» необходимо принимать меры по недопущению трудоустройства таких лиц на должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми.

 

Справочно:

часть 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» «Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172173181181-1182187343343-1 Уголовного кодекса.

статья 17 Закона Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»:

1. Образовательная политика в сфере предупреждения торговли людьми и связанных с ней преступлений реализуется путем:

1.1. установления запрета в отношении лиц, ранее совершивших преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172173181181-1182187343 и 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, на занятие должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнение воспитательных функций в отношении детей, а также на занятие других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь (Приложение 1).

 

При этом рекомендуется обращать внимание на факт трудоустройства лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, в учреждения, где воспитываются, обучаются или тренируются несовершеннолетние, в качестве обслуживающего персонала.

 

4. Важно проводить индивидуальную профилактическую работу
в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении,
с подростками,
 которые допускали факты бродяжничества, по следующим причинам.

Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, стараются выбирать своих жертв чаще из таких семей, заманивая малолетних детей угощениями, передавая им незначительные суммы денежных средств. При этом преступники оказывают внимание и ласку, которых не хватает детям из неблагополучных семей.

Безнадзорные дети также являются потенциальными жертвами таких преступников. Поэтому в ходе каждого безвестного исчезновения несовершеннолетнего (бродяжничества) после его обнаружения необходимо проводить проверку на предмет установления фактов совершения в отношении них преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы.

При этом следует помнить, что в соответствии с пп. 3.3. п. 3 Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информации, составляющей врачебную тайну, утвержденным постановлением Совета Министров от 18.12.2014 № 1192, основаниями, позволяющими полагать, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий, когда характер травм, повреждений, состояния или заболевания пациента, свидетельствует об:

изнасиловании и иных действиях сексуального характера;

беременности у лиц, не достигших 16-летнего возраста;

признаках проведения вмешательства в целях искусственного прерывания беременности (аборта) вне организации здравоохранения, имеющей соответствующую лицензию.

При этом руководитель организации здравоохранения после получения сведений, указанных выше, направляет в ОВД: незамедлительно – телефонограмму; в течение суток – письменное извещение.

 

5. Профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного и замещающих семьях должна проводится совместно с представителями органов опеки и попечительства в соответствиями с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 февраля 2006 г. № 289, и Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 октября 1999 г. № 1678.

В соответствии с указанными положениями контроль за условиями воспитания, содержания воспитанников и обеспечением получения ими образования осуществляется:

в первые три месяца – не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев и до одного года – не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

 

Для организации указанной работы необходимо в территориальном органе опеки и попечительства истребовать списки и выработать механизм совместных проверок.

При этом с каждым ребенком рекомендуется провести индивидуальную беседу.

Обратим внимание на необходимость информирования детей о существовании телефонов горячей линии (причем как республиканского, так и местного значения).

Так, в Министерстве внутренних дел действует круглосуточная прямая телефонная линия по приему сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей 8-017-372-73-87.

В структуре Министерства здравоохранения функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи для детей и подростков 8-017-246-03-03.

В сети «Интернет» создан сайт «Pomogut.by», обратившись на который родители и ребенок может получить  рекомендации по  сложившейся жизненной ситуации, помощь специалистов различных областей.

Здесь оказывают информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации

 

Изображение

Административная ответственность за участие в несанкционированном массовом мероприятии

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, – влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

31. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

       С 16 лет наступает административная ответственность по ст. 23.34 КоАП Беларуси («Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий»), санкции которой предусматривают как предупреждение, так и наказание в виде штрафа.

Статья 4.3. Возраст, с которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

    За совершение несовершеннолетним в возрасте до 16-ти лет, правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 23.4 КоАП РБ, привлекаются к административной ответственности его законные представители.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.